Есть ли разница между продукцией Макдоналдса и Бургер Кинга? А может, секрет лишь в разной маркетинговой стратегии?

Есть ли разница между продукцией Макдоналдса и Бургер Кинга? А может, секрет лишь в разной маркетинговой стратегии? Узнайте, прочитав эту статью!

На сегодняшний день на рынке фастфуда можно выделить двух «гигантов» – это Макдоналдс (McDonald’s Corporation ®) и Бургер Кинг (BURGER KING Corporation®). Сперва кажется, что они ничем не отличаются, однако, глубже проанализировав политику каждой компании, между ними можно найти существенные различия.

История Макдоналдса началась еще в 1940 году, когда братья Дик и Мак Макдоналды открыли свой первый ресторан в Сан-Бернардино, штат Калифорния. Макдоналдс впервые сформулировал концепцию «быстрого питания», тем самым образовав новую нишу на рынке. «В решающий момент должно вступить наиболее возможное число войск», — говорил Карл фон Клаузевиц [Э. Райс, Дж. Траут, «Маркетинговые войны», стр.14]. Метафора войны прекрасно подходит под ситуацию Макдоналдса, так как эта компания выбрала верный маркетинговый ход, очень схожий с тактикой, озвученной генералом Клаузевицем: она приступила к быстрому распространению ресторанов и увеличению количества персонала, а также к внедрению продуктов питания в культуру Америки, а потом – почти всего мира. Это и обеспечило корпорации быструю популярность и фантастический успех в продажах.

Как же так вышло, что у Макдоналдса появился такой сильный конкурент, как Бургер Кинг?

Бургер Кинг – сеть быстрого питания, основанная в 1953 году. Ее первый владелец неизвестен. Уже через год она была выкуплена Дэвидом Эджертоном и Джеймсом Маклэмором. Решив, что их компания будет специализироваться на фастфуде, они автоматически получили примерные критерии, какими должны быть их гамбургеры, а также определенный круг потребителей и конкурентов.

То есть маркетинговая стратегия, как писал Д. Слейтер, «одновременно задает и рынок, и продукт» [Экономическая социология, Том 9, №2, Март 2008, стр.35]. На тот момент Макдоналдс уже завоевал сердца многих потребителей, поэтому Бургер Кинг был вынужден искать лазейку, какой-либо обходной путь, который позволит опередить конкурента и перетянуть «одеяло популярности» на свою сторону. Чтобы выбрать стратегию, необходимо понять слабые стороны конкурента. Бургер Кинг прекрасно справился с этой задачей.

реклама burger king

 

  • «Вот что я люблю!» (“I’m loving it!”), – главный слоган компании Макдоналдс. Открывая коробочку с гамбургером, мы видим надпись на оберточной бумаге «Отлично, как обычно!» А вот и проявление главной стратегии Макдоналдса. Он позиционирует себя как фирму с историей, традициями, рецептами приготовления, передающимися от поколения к поколению, и неизменным качеством. Это плодородная позиция, ведь людям нравится стабильность.

маркетинг макдоналдс

  • Бургер Кинг бросает вызов Макдоналдсу, утверждая свой слоган «Ешь, как тебе нравится» (“Have it your way”). За основу его маркетинговой стратегии берется ценность индивидуальности: каждый посетитель может сам выбрать ингредиенты к гамбургеру. Также, будучи более молодой фирмой, Бургер Кинг быстрее сориентировался на возрастающую волну популярности здорового образа жизни. Если Макдоналдс жарит бургеры на масле, то Бургер Кинг запекает мясо на огне, что не столь сильно вредит здоровью, аппетитнее выглядит и сочнее на вкус. По крайней мере, об этом нам говорят рекламные щиты. Также многие годы Макдоналдс изготавливал упаковку своей продукции из пенопласта, который может отравлять пищу. Бургер Кинг предусмотрел и это: их упаковка сделана из специального картона. Впрочем, сейчас Макдоналдс нагнал своего конкурента по этому параметру.

маркетинг burger king

Теперь хотелось бы подробнее рассмотреть рекламные ролики каждой компании, чтобы понять, какой круг потребителей выбирает каждая из них. Открывается дверь, мы видим улыбающегося сотрудника Макдоналдса, миссия которого заключается в том, чтобы способствовать созданию уютной атмосферы, в которой захотят провести свободное время семья или друзья. Проанализировав около шести реклам, я прихожу к выводу, что основной потребитель продукции Макдоналдса – некое общество знакомых и близких людей. Различные акции для большой компании, детские игрушки и «Хеппи-Милы» это подтверждают.

реклама макдоналдс

Что же показывает публике Бургер Кинг? В его рекламах мы скорее увидим молодого человека, который приходит в ресторан и заказывает себе один из этих шикарных, «королевских» гамбургеров. Также обязательно должна быть сцена, в которой потребитель наслаждается вкусом продукта, а затем зачастую следует информация о снижении цены. Важно заметить, что сегодня обед в Бургер Кинге будет стоить дешевле, чем в Макдоналдсе. Мы, однако, говорили о круге потребителей, и я бы ответила, что у Бургер Кинга этот круг охватывает молодых людей, стремящихся к наслаждению. Это люди, которым важно взять от жизни самое прекрасное. Таким образом, производя примерно одинаковый фастфуд, две крупнейшие корпорации смогли остаться в выигрыше, немного разойдясь в выборе круга потребителей.

реклама бургер кинг

Заключительный шаг сравнительного анализа касается различий в сырье, из которого изготавливается продукт. Найти информацию о поставщиках обеих корпораций не так-то трудно. Я основываюсь на информации, опубликованной на их официальных сайтах русских сетевых ресторанов. Во-первых, среди перечисленных компаний-поставщиков нет ни одной зарубежной. Во-вторых, и Макдоналдс, и Бургер Кинг закупают полуфабрикаты у одних и тех же производителей. Мясо поставляет компания «МАРР Руссия» (Одинцово), овощи – компания «Белая Дача». Также в поставках участвует крупный производитель «Мираторг».

Подводя итог, я хочу добавить, что Макдоналдс и Бургер Кинг предлагают одинаковую продукцию, если говорить о качестве самого сырья и методах его приготовления, однако эти две корпорации выбирают совершенно разные маркетинговые стратегии, что помогает им выживать в жестких условиях рыночной конкуренции. Проанализировав эти стратегии, я могу предположить, что Бургер Кинг и дальше будет набирать популярность, так как выраженная индивидуальность и стремление к удовольствию на сегодняшний момент превалируют над ценностью семьи среди молодых поколений (приблизительно 15-30 лет). Тем не менее, Макдоналдс и дальше будет существовать как нечто неизменно простое и теплое, ведь люди по своей природе – конформисты, они продолжают отдавать предпочтение тому, что уже стало их привычкой.